Исследовательский центр
      Государство
      Общество
      Политика
      Экономика
      Образование
      События
      Разное

 
 
 

Пять лет за бесплатное образование

Социологические опросы | 22 декабря 2006 года
Автор: Исследовательский центр портала Superjob.ru

59% россиян, имеющих детей, считают пять лет работы на государство разумной платой за высшее образование.

Общий объём выборки: 1800 респондентов.
Время проведения опроса: 20 – 21 декабря 2006 года.
Исследуемая совокупность: россияне в возрасте от 18 лет и старше, имеющие детей.

Вопрос: Вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов считает целесообразным введение контрактной системы высшего образования, при которой выпускник, закончивший бюджетное отделение вуза, обязан будет отработать на государственном предприятии пять лет (в настоящее время контрактная система действует только в учебных заведениях Минобороны). Если контрактная система для высшего бюджетного образования будет введена, то вы бы предпочли, чтобы ваши дети получили образование...

Ответы респондентов распределились следующим образом:

на бюджетном отделении с последующей «отработкой»59%
на платном отделении23%
затрудняюсь ответить18%

Согласно результатам опроса, большинство родителей (59%), предпочитают, чтобы их дети получали высшее образование на бюджетном отделении вузов с последующей «отработкой» на госпредприятии. Участники опроса отмечали такие плюсы предложенной С. Ивановым системы, как гарантированное трудоустройство для выпускников, получение выпускниками солидного опыта работы по специальности, экономия семейных средств, ну и, конечно, ощутимая польза для государства, которое таким образом получает подготовленные кадры:

«Экономия семейного бюджета; ответственный подход к учебе; гарантия трудоустройства - это очевидные преимущества предложенной системы».
«...есть стимул хорошо учиться и уверенность в том, что без работы после 5–6 лет обучения ты не останешься».
«Обеими руками за, потому что у выпускника отпадает проблема, куда устроиться работать после окончания института».
«Считаю, что будет гарантия последующего трудоустройства и получение практических навыков по полученной специальности».
«В современном обществе у молодых специалистов возникают затруднения с трудоустройством. При контрактной системе оно будет гарантировано, пусть и с "отработкой"».
«Я думаю, что выпускник должен отработать потраченные на него государством деньги».
«Это обеспечит приток квалифицированных молодых кадров в бюджетную сферу».

Многие готовы принять инициативу вице-премьера с оговоркой, что на предприятиях, куда после института будут направлены молодые специалисты, будет установлен уровень оплаты труда, отвечающий реалиям сегодняшней жизни:

«Да, но при условии, что на государственном предприятии будет достойная зарплата».
«Только в том случае, если зарплата будет приемлемой».
«Я предпочитаю, чтобы мои дети учились на бюджетном отделении и в дальнейшем "отработали", однако есть существенное условие: "отработка" – это не даром, не за полцены, а за вполне нормальную, соответствующую должности зарплату».
«Вопрос в том, какая зарплата будет по контракту. Может, контракт – это узаконенное рабство с унизительно мизерной зарплатой?»

Еще одним моментом, с которым согласны далеко не все респонденты, стал предлагаемый срок «отработки»:

«Считаю, что "отработка" сроком 5 лет – это очень много, ведь, скорее всего, выпускников вузов будут отправлять на копеечные зарплаты. Раньше тоже было распределение после окончания вузов, но сроком 3 года».
«Это дает опыт и практические навыки, но срок отработки должен быть 2–3 года, т. к. в этом возрасте приоритеты и интересы меняются часто».
«Хотя, конечно, 5 лет – это много».

23% участников опроса предпочитает видеть своих детей обучающимися на платных отделениях вузов, считая что «свобода дороже денег»:

«Я предпочитаю, чтобы мои дети учились платно и имели возможность самостоятельно решать, где им работать после окончания учебного заведения».
«Государственные предприятия ограничивают возможность выбора будущей желаемой профессии».
«Получается, что бюджетное отделение вуза так же будет платным, только платой будут не деньги, а свобода выбора места работы».
«Обучаясь платно, ребенок сможет выбрать профессию по душе, а также планировать свою жизнь и, возможно, раньше добьется желаемых результатов».
«Народ притесняют как только могут, не оставляя права выбора».
«Лучше заплатить и не быть обязанным нашему государству».

Вторая по популярности причина несогласия респондентов с предлагаемой реформой – уверенность в низком уровне оплаты труда на госпредприятиях:

«Всем известен уровень зарплаты на госпредприятиях... Я лучше заплачу за обучение своего ребенка, чем потом он будет в рабстве и нищете».
«Введение данной системы сегодня считаю нецелесообразным. Не смогут обеспечить всех выпускников работой по специальности, с достойной оплатой и достойными условиями проживания вдали от дома и семьи».
«Даже на настоящий момент на государственных предприятиях нет ни нормальной работы, ни достойной оплаты труда, почти не осталось людей, которые могли бы поделиться опытом. Так что наработка опыта и рабочих навыков в таких местах останется лишь записью в трудовой книжке».

У некоторых участников опроса вызывает сомнения термин «госпредприятие», который употребил в своём заявлении Сергей Иванов:

«А где будет происходить «отработка», если практически все производства стоят?»
«Государственных предприятий у нас почти не осталось!»

Вариант «затрудняюсь ответить» предпочли 18% респондентов. Свой выбор они объясняют следующими соображениями:

«Я бы выбрал вариант "на бюджетном отделении без последующей отработки"».
«Я считаю, если ребенок поступил на бюджетное отделение, то он не должен ничего отрабатывать, т. к. он поступил благодаря своему уму и знаниям».
«Молодежь должна получать хорошее образование, и государство должно ей в этом помогать. Выпускники вузов не должны иметь каких-либо обязательств перед своим же государством...»
«Внедрение такой системы приведет к развитию коррупции в этой области. Считаю, что привлекать на госпредприятия следует другими методами (льготы, кредиты и т. д.), тогда молодые специалисты сами пойдут туда работать».
«Мой выбор для моего ребенка будет зависеть от возможностей (поступить на бюджетное отделение или оплатить обучение на платном) и от качества образования на том или ином отделении. Кроме того, мне кажется, что сейчас бюджетный сектор экономики не сможет "поглотить" всех выпускников бюджетной сферы образования по основной массе профессий. В этом случае распределять, видимо, будут "лучших"?»
«C одной стороны, введение контрактной системы высшего образования (бюджет) с обязательной "отработкой" на госпредприятии – это логично, т. к. дает молодому специалисту уверенность в завтрашнем дне (и родителям тоже), но с другой стороны – руководители госпредприятий с целью сокращения расходов по зарплате смогут устанавливать низкие ставки именно для молодых специалистов».
«"Отработка" будет полезна, если студентам после окончания учебы на конкурсной основе будет предложено несколько рабочих мест на выбор с правом отказаться работать на этих местах – как сразу, так и на протяжении пяти лет».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

поделиться поделиться класс твитнуть

Код для вставки в блог



Не нашли нужного Вам обзора на сайте?
«Зарплатомер» поможет вам быть в курсе ситуации на рынке труда!


Другие статьи



Подписка на результаты новых исследований   Прайс-лист на аналитические исследования

© Перепечатка в любых СМИ, в том числе в Интернете, возможна при условии прямой активной ссылки на портал Superjob.ru.
Другие статьи