Исследовательский центр
      Государство
      Общество
      Политика
      Экономика
      Образование
      События
      Разное

 
 
 

Хочешь или нет – учись 11 лет!

Социологические опросы | 17 января 2007 года
Автор: Исследовательский центр портала Superjob.ru

Министерство образования и науки России подготовило закон о введении в стране обязательного 11-летнего образования. В том случае, если закон будет принят, уйти из школы после 9-го класса в средне-специальное образовательное учреждение будет нельзя. Эксперты опасаются, что при этом многие ПТУ и техникумы исчезнут, возникнет дефицит профессий рабочих специальностей. Эти опасения, как показали результаты опроса, проведенного ЦМиСИ Кадрового Дома «СуперДжоб», разделяет и большинство россиян.

Общий объём выборки: 1800 респондентов.
Время проведения опроса: 11 – 12 января 2007 года.
Исследуемая совокупность: экономически активное население России в возрасте от 18 лет и старше.

Вопрос:
Министерством образования и науки РФ подготовлен и в настоящее время согласовывается с федеральными органами власти законопроект о переходе в России к обязательному полному общему 11-летнему образованию, при котором только школа будет гарантировать аттестат о полном среднем образовании, а перейти, как раньше, после девяти классов в училище, техникум или лицей будет невозможно. Как Вы относитесь к подобному новшеству?

Ответы респондентов распределились следующим образом:

Положительно31%
Отрицательно59%
Затрудняюсь ответить10%

Свое отрицательное отношение к предлагаемому чиновниками нововведению респонденты (59%) объясняют прежде всего тем, что, по их мнению, у российских школьников должен оставаться выбор - продолжать обучение в школе или же после 9-го класса уходить в училища и техникумы:

«Считаю, что каждый должен сам выбирать, сколько лет учиться. Ведь многим за 9 лет школа надоедает, а кто-то, наоборот, недоволен качеством преподавания и хочет учиться в лучшем заведении».
«Не у всех детей есть потенциал и желание учиться. А иногда просто нет возможности, да и вообще подобное решение слишком категорично. Разве нет других вариантов?»
«Заставлять учиться тех ребят, которые сами не учатся и другим не дают? По-моему, это глупо!»
«Необходимо предоставить свободу выбора для учащегося школы – идти ли ему в 10, 11 классы или в техникум, колледж и т. д. У разных людей разные интеллектуальные возможности: из тех, кто уйдёт после 9-го класса, кому-то просто не под силу учиться в школе в 10-11 классе, а кто-то стремится быстрее получить профессию».
«Учащиеся лишаются права выбора!!!»
«Любой человек должен иметь право выбора, где и чему он будет учиться, тем более что к окончанию 9-го класса некоторые дети четко представляют, чего они хотят».

Противники законопроекта также считают, что подобное нововведение отнимет возможность получения профессии у тех, кто в силу обстоятельств не может позволить себе дольше находиться на иждивении родителей. Кроме того, данная инициатива может лишить страну рабочих кадров:

«Против. Поскольку к 18 годам уже можно иметь профессию и зарабатывать деньги на дальнейшее образование. Не у всех родители могут оплатить поступление и обучение в престижных вузах».
«...сначала надо повысить в стране уровень жизни, гарантировать людям завтрашний день. Ведь дети идут в училище после девяти классов не от хорошей жизни, а от того, что им нужно как можно быстрее получить профессию, чтобы прокормить себя».
«...похоже, в нашей стране нет места таким профессиям, как токарь, слесарь, плотник, сантехник и т. д. А где тогда будут обучать подобных специалистов?»
«Для многих семей в нашей стране получение какого-либо образования ребенком и возможность устроиться на работу как можно раньше – единственная надежда на улучшение материального положения».
«Иногда детям достаточно трудно дается обучение в школе, им хочется самостоятельности, зарабатывать свои деньги».
«Многие молодые люди хотят быстрее приобрести профессию, чтобы начать зарабатывать деньги, тем самым помогая себе и своей семье. Так что уход из школы после 9-го класса – это скорее вынужденное действие. Если бы жилось полегче, то, конечно, обязательное 11-летнее образование (при усиленном внимании государства к этому процессу) было бы идеальным вариантом».
«Гражданин лишается права выбора, теряет два года в приобретении нужной ему специальности, армия теряет квалифицированных специалистов».
«Принятие закона уничтожит систему профессионального образования. С аттестатом о среднем образовании продолжить обучение в училище или техникуме желающих не найдется. Где же тогда рабочих брать? Кто будет поднимать экономику?»
«Стране нужны не только отличные инженеры и ученые, но и просто рабочие, знающие свое ремесло».

Положительно законопроект Минобразования оценила приблизительно треть опрошенных (31%). Свое одобрение респонденты мотивируют следующими соображениями:

- образование, которое даёт школа, более качественное: «Я считаю, что полное среднее образование должен получить каждый. Я за умное будущее!»; «Школа - это лучшая подготовка, более уверенный выбор профессии»; «Уровень образования в стране катастрофически упал по сравнению с социалистическим периодом в целом. Может, это и поможет»; «Я считаю, что только в школе можно получить полноценное среднее образование!»; «Пришло время, когда минимальные знания уже ничего не решают. Все переходы в училища и лицеи – это возможность уйти от получения общих качественных знаний и не утруждать себя приобретением более высокого уровня образования»; «Будут более глубокие знания».

- к окончанию 9-го класса далеко не все могут четко определиться в отношении будущей профессии: «Будет два дополнительных года, для того чтобы понять, в какой профессии хочет реализоваться подросток»; «Я считаю, что в 18 лет человек еще не готов к самостоятельной жизни...»; «В школе человек получает общее образование, т. е. наряду с точными науками изучаются и гуманитарные. К окончанию школы на базе 11-ти классов в большинстве случаев человек уже знает, чему бы он хотел посвятить свою жизнь, и исходя из этого начинает выбирать соответствующий вуз, что не всегда скажешь о людях, окончивших 9 классов».

10% участников опроса затруднились дать однозначную оценку инициативе Минобразования. Характерными для респондентов, выбравших такой вариант ответа, были следующие соображения:

«У большинства подростков проблемы в школе с учителями или сверстниками (отсутствие взаимопонимания), из-за чего в основном дети и уходят из школы после 9-го класса. Так зачем мучить детей 10-м и 11-м классом, если им это не нужно?»
«Непонятно, для чего это делается...»
«Главное – не то, сколько учиться, а то, как в школах преподают и какие знания могут получить ученики. Достаточно ли знаний будет у них для поступления в университет?»
«Это делается для того, чтобы мальчиков можно было сразу же в армию забирать?»
«Идея, конечно, хорошая, но... разные люди, разные семьи, да и обстоятельства могут быть непредвиденные. Будет жаль тех людей, которые по состоянию здоровья или по иным причинам не смогут доучиться и получат клеймо недоучки на всю жизнь. Надо учитывать интересы разных слоев общества и разных регионов страны».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

поделиться поделиться класс твитнуть

Код для вставки в блог



Не нашли нужного Вам обзора на сайте?
«Зарплатомер» поможет вам быть в курсе ситуации на рынке труда!


Другие статьи



Подписка на результаты новых исследований   Прайс-лист на аналитические исследования

© Перепечатка в любых СМИ, в том числе в Интернете, возможна при условии прямой активной ссылки на портал Superjob.ru.
Другие статьи